Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.
Способности, склонности и задатки Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками. Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название “склонности”. Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет. На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности.
******
Задатки художника
Творческие способности детей проявляются раньше других.
Будущие художники с 3-5 лет:
-подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией; -передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
-не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы; -замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
-мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).
Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.
*****
Музыкальный дар
Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша.
Будущие композиторы и исполнители:
-эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
-узнают песню по первым нотам;
-легко воспроизводят услышанную мелодию;
-сами сочиняют простые песенки;
-любят играть с музыкальными инструментами.
Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.
*****
Артистические данные
Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку.
Вашему малышу близка эта стезя, если он:
-любит выступать перед публикой;
-очень эмоционален;
-выразительно жестикулирует;
-подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос; рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.
Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о гармоничном развитии малыша. Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя – все это должно присутствовать в комплексе.
*****
Литературные способности
Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников.
К ним относятся:
-любовь к книгам;
-умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
-большой словарный запас;
-интерес к сочинению собственных историй, стихов;
-богатая фантазия.
Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.
Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и социализация детей к жизни в обществе.
*****
Спортивные задатки
Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет.
Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:
-очень подвижен;
-отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
-не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
-любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
-способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.
Родителям рекомендуется познакомить ребенка с разными видами спорта. Сходите всей семьей в бассейн и на каток, встаньте на лыжи, найдите партнеров для игр в футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон.
*****
Технические склонности
Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте.
Такие дети:
-предпочитают играть с машинками и конструкторами;
-собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
-часто рисуют транспорт и технику; пытаются самостоятельно что-нибудь “починить”;
-любят помогать отцу с ремонтными работами;
-разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.
*****
Математические таланты
Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на “гуманитариев” и “технарей”.
Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:
-интерес к вычислениям и измерениям;
-легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
-решение сложных для его возраста задач, примеров;
-умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
-любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
-способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.
Прививать ребенку интерес к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.
*****
Интеллектуальные способности
Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:
-любознательность;
-отличная память;
-интерес к учебе;
-наблюдательность;
-способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях; -попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
-любовь к чтению энциклопедий;
-увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение. Для развития умственной активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.
*****
Задатки лидера
Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.
Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он: -самостоятелен; быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
-уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
-пользуется популярностью у сверстников;
-любит руководить другими;
-может увлечь друзей любимой игрой;
-умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
-интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей. Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.
*********************************************************************************
Ищем таланты
Развитие способностей у детей дошкольного возраста – дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать. На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы. Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.
Поверьте в исключительные способности своего ребёнка, которыми его наделила природа!
Мы убеждены, что если регулярно заниматься с ним, то можно достичь невероятно высоких результатов.
Ваш ребенок гений и Вам это докажем!