Анна Будакова, младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТомГУ :
«Безусловно, такая тревожность в целом связана с математическими достижениями, но объяснить её именно низкими способностями нельзя. Отчасти причина может скрываться в том, что часто математика обсуждается как что-то страшное, серьезное, возникает давление на ребёнка, появляются ярлыки «мальчики — технари, а девочки — гуманитарии».
Проблема в том, что, когда ребёнок беспокоится по поводу математики, он меньше ей занимается. В итоге получается замкнутый круг: ребёнок не подготовился к контрольной — получил плохую оценку — появились дополнительные негативные мысли о математике. Такой снежный ком ведёт к увеличению тревожности.
Для начала с ребёнком нужно просто поговорить и понять, что с ним случилось. Возможно, тревога образовалась из-за того, что когда-то пришлось пропустить уроки (например, по болезни), и ребёнок не успел изучить что-то. В этом случае родителям нужно помочь с домашним заданием, поговорить с учителем, который сможет уделить больше внимания ему и дополнительно объяснить что-то непонятное или не до конца изученное.
Необходимо регулировать негативные установки, связанные с математикой, чтобы у ребенка не формировалось мнение, что это самое страшное и сложное в жизни. Постараться избегать таких выражений, как «учи математику, ты без неё не поступишь ни в один нормальный вуз».
Женя Кац, автор блога «Математика вприпрыжку» :
«Как правило, дети беспокоятся, если у них что-то не получается. Родителям и учителям иногда кажется, что если первоклассник может сам уверенно произнести по порядку все числа от 1 до 100 и может уверенно прочитать, что 43 — это сорок три, а 57 — это пятьдесят семь, то он уже хорошо умеет считать. На самом деле скороговорка с числами — еще не счет, и у некоторых детей понятие числа формируется дольше, чем у других.
Вместо того чтобы заучивать наизусть состав числа и таблицу умножения, вы можете вместе с детьми поиграть в разные арифметические игры: например, в «загаданный этаж» или числа-соседи («У меня есть подружка Лена, она живет в высоком доме, у нее одни соседи живут на втором этаже, а другие — на четвертом. На каком этаже живет Лена?»).
Часто учителя просят детей считать в уме, без помощи пальцев. На самом деле нейропсихологи советуют использовать счет на пальцах и придумывать разные игры с разнообразными счетными материалами, счетными палочками, нумиконом и так далее. Тот же самый состав числа можно очень весело изучать, не пытаясь выучить его наизусть. Как можно показать шесть пальцев? Как пять на одной руке и один палец на другой руке. А можно ли показать шесть по-другому? Можно показать три пальца на одной руке и три на другой, а можно четыре и два. А как показать вдвоем на пальцах число 12? А если никто не должен показывать ни пять, ни десять пальцев?
Математика — это не угадайка и не поиск правильного ответа по лицу учителя, и вы можете предложить много вариантов игр на каждую тему.
Если ребенку сложно быстро считать, вы можете поиграть в настольную игру «Турбосчет». Она помогает детям научиться быстро считать несколько групп предметов. Эта игра отлично подходит для детей лет с шести, но ничуть не менее интересна и школьникам в 3–4 классе. Есть еще несколько симпатичных игр на скорость реакции и счет: «Котосовы», «Фруктаж», «Фрукто-10». И приятные логические настольные игры для всей семьи: «Барабашка», «СЕТ».
Если ребенок путается, что такое сантиметры, метры и дециметры, можно взять бумажные сантиметры из «Икеи» и с их помощью проверить, что больше: длина локтя или обхват запястья, рост или размах рук. Интересно собрать статистику таких измерений — измерить домочадцев, одноклассников, нарисовать график. Детям полезно представлять себе зрительно, сколько это — один сантиметр, один дециметр, один метр.
Для того чтобы дети могли уверенно считать, с ними надо играть: в кафе, в магазин, во что-то понятное для них. Напишите меню, предложите малышу выбрать, что он будет заказывать из еды и питья, и самому посчитать, сколько стоит заказ.»